вторник, 13 января 2015 г.

Раннее развитие

Всему своё время

Каждая мама хочет дать своему ребенку самое лучшее. Большинство из нас задумывается не только о материальном благополучии своего чада, но и о его всестороннем развитии. Ведь всем хочется, чтобы их ребёнок сверкал умненькими глазками, поражая окружающих своим красноречием и кругозором.

Антон
Собираясь стать мамой в первый раз, я перечитала немало литературы про здоровье, воспитание, развитие ребёнка первого года жизни. И у меня уже был план по выращиванию
"маленького гения". Я не собиралась придерживаться одной определённой методики, а просто планировала все своё время посвятить малышу. Такое "самопожертвование" во имя великой цели.)


И вот роддом за плечами, моё 5-дневное чудо дома. И в этот же день мы стали слушать Моцарта. Каждая минутка бодрствования не проходила даром: я читала Корнея Чуковского, пела песни, показывала мир вокруг, а "моё счастье" внимательно слушало, сводя глазки к переносице. Так и сложилось, во время бодрствования я всю себя отдавала малышу, его развитию, а дела приходилось откладывать на своё свободное время. Читали мы лежа на спине, я держала книгу над нашими головами. Я сама распечатала "карточки Домана", и показывала ему картинки. Хорошо помню, как пошла выбирать кубики с буквами, когда ему было около 7-8 месяцев, но, знакомая с методикой обучения чтению, взяла слоги! Когда мы ехали в коляске по улице, мы пели песни про части тела: "А где наши ручки? - Вот они ручки! А где наши ножки? - Вот они ножки!" и т. д. Нельзя сказать, что малышу не нравилось учиться - мама всегда рядом, что-то лопочет ласковым голосом. Что ещё надо ребёнку для счастья?

Не знаю как проходили бы дальше наше с ним "развивающие занятия", если бы не появился
третий участник! Когда первенца было 2,2 года, у него родился братик. Не скажу, что сразу кардинально что-то изменилось, теперь мы все делали втроем. Сначала малыш не доставлял много хлопот, он мирно спал в качалке возле нас, пока мы рисовали или лепили, или сосал грудь пока я читала книгу. Забыла сказать, что мой старшенький был "с шилом в попе", и мне приходилось его постоянно организовывать, чтобы он "не стоял на ушах", к тому же начало проявляться главное негативное последствие моего "раннего развития" - он абсолютно не умел играть самостоятельно.

Мои надежды на раннее развитие речи не оправдались: он не стал декларировать стихи Агнии Барто в 2 года и читать в 3. Скажу больше, он до сих пор - ему исполнилось 6 лет - не может сложить из тех кубиков со слогами слов. Я не скажу, что не горжусь своим старшеньким. Он ходит на развивающие занятия, и его там хвалят, правда, говорят, что он математик, уже полгода занимается в спортивной школе шахматами и хоккеем.

А теперь о том, какие я выводы сделала из своего предыдущего опыта, и как мы сейчас занимаемая с младшеньким. Моё отношение к материнству изменилось: я теперь понимаю, что мама не должна реализовываться за счет своего ребенка. Желая самого лучшего своим детям, мы не должны делать их смыслом своей жизни. Теперь мое свободное время - это время для моей реализации. Человек, даже если он мама, должен развиваться, мыслить и что-то создавать. Тогда он будет интересен окружающим и, в первую очередь, своим детям.

От бла-бла-бла к практике. С рождением третьего ребёнка забот прибавилось, а раннего развития никто не отменял. К  появлению малыша уже был готов балкон и радионяня, что значительно облегчало процесс гуляний. Теперь вместо бесцельного шатания по улице, когда ребенок спал, я могла заняться более интересным или полезным делом. А во время бодрствования достаточно было потешек во время массажа, прогулок в слинге. Старшие дети ходили в детский сад, а на наши плечи ложились бытовые заботы. Я все делала с малышом пока он бодрствовал, естественно, разговаривая с ним. Когда он подрос, я не лишила ребенка развивающих занятий: он также лепил колобков и ел пальчиковые краски, но это теперь не было самоцелью нашего с ним времяпрепровождения, а скорее отвлекающим маневром во время моей работы на кухне. Чуковского я стала рассказывать ему совсем недавно, в 1,5года, когда укачиваю его перед сном. Буквы учить пока не планируем. Тыча пальчиком в ёлочные игрушки, практикуем порядковый счёт. Не в пример своими старшим братьям, он стал разговаривать очень рано. Да и "соображалка" у него работает не хуже.

Антон                                                           Артем                                                Мирон

Из контекста выпал мой средненький сынок Артемка. В первый год жизни, как я уже рассказывала, его развитие было неразрывно связано со старшим ребенком. Можно сказать, что он обучался по той же программе, но в упрощенном варианте. А потом наше трио распалось: Антон пошел в детский сад, а я решила выйти на работу. Забота, по формированию "полноценной личности" из моего средненького легла на плечи бабушки. Моя мама еще молодая, и человек неглупый, поэтому я не волновалась за развитие своего малыша. Когда ему было 2 года, меня начали мучить сомнения, достаточно ли я делаю для него, и мы пошли в школу "Раннего развития". Теперь у моего Артемки были 2 часа в неделю, которые мама посвящала только ему. Мы очень любили эти уроки. Ему сейчас почти 4, и он продолжает заниматься, но уже без меня.

Подводя итоги, я решила выделить несколько своих правил раннего развития, которых я придерживаюсь.

Если ребёнок может заняться чем-то самостоятельно, не мешай ему.
Основной принцип Развивающего обучения  - помоги сделать ребенку то, что он в ближайшее время сможет сделать сам. Так вот ключевые слова - "ближайшее время". Показывая малышу части тела, мы знаем, что в скором времени он сможет нам ответить на вопрос: "Где глазки?", а вот изучать буквы ребенку первого года жизни, я теперь считаю, не к чему.

Развитие ребенка осуществляется в бытовых условиях: пылесосим, моем пол - физкультура, складываем в банку рассыпанные макароны - развитие мелкой моторики, размазываем "красивую кашу" по столу - раскрываем творческий потенциал.

Старшие дети участвуют в развитии младших, это неизбежно - "маленькие хвостики" все повторяют за своими "кумирами".

Вместе учат буквы.
В статье я коснулась только вопросов развития интеллекта, т.к. считаю, что абсолютно не важно в каком возрасте ребенок первый раз сел или сделал первые шаги.


Буду рада вашим комментариям, отдельное спасибо за "лайк" и "репост" в соц. сетях!  

12 комментариев:

  1. И всё верно делаете. А была бы девочка ко всему бы ещё добавилось лазание по плательному шкафу и примерка всего подряд.

    ОтветитьУдалить
  2. Олеся ,полностью с Вами согласна ,у меня две дочки ,о раннем развитии старшей дочки (ей уже13 лет) я не задумывалась ,на тот момент у меня кроме книги Спока и еще какой-то никакой информации не было ,но как оказалось я как раз и занималась с ней ранним развитием -читала стихи ,пела песни ,все делала с ней ,всю прогулку мы играли ,рассматривали листочки,палочки ...,а потом спать домой ,а я занималась домашними делами .И соглашусь она не умела сама играть ,потому что я все делала вместе с ней .
    С рождением второй дочки мало что изменилось .мы продолжали все делать вместе только теперь втроем ,да и сейчас они очень редко делают что-то сами ,но я не могу сказать что это плохо ,девочки уже большие все больше времени проводят в школе ,в кружках ,а когда в выходной день мы все вместе что-нибудь мастерим или печем я очень рада .
    Самое главное ,детей нужно развивать и учить дружить не только в раннем возрасте ,а и потом в 12-15 лет ,формировать моральные ценности ,правильное отношение к окружающим ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, порой сложно переключить режим "соперничества" на "дружбу", наверно всем знакома ситуация, когда все хотят играть в одну и ту же игрушку. Но я заметила, что они чувствуют свою связь, сплачиваются в общественных местах, например, когда встречаются в детском саду.

      Удалить
  3. Да, Олеся, Вашу статью еще можно назвать "Как меняется взгляд на материнство, когда детей больше, чем один" или что-то в этом роде. Очень приятно было почитать. И очень жизненно написано.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина. Мне помогает одна прочитанная когда-то мысль: "Ребенку сложно быть смыслом чьей-то жизни..."

      Удалить
  4. Скажу честно - я ленивая мама )) я очень редко специально организовываю для ребенка игру или развивающие занятия, я не из тех, кто во время детского сна мастерит развивашки, стараясь успеть к пробуждению. Для меня сон ребенка - это мое личное время для себя, а когда сын просыпается мы вместе делаем домашние дела: готовим, стираем, убираем. И в этом, как вы правильно сказали, и развитие моторики, и физкультура, и изучение цветов, счета, фигур, и всего остального. К тому же ребенку играть с кастрюлями и половниками нравится гораздо больше, чем с дорогущими развивающими игрушками. Сейчас я не могу нарадоваться его самостоятельности и необходимости в раннем развитии, а именно раннем изучении букв, счета, иностранных языков я тоже не вижу

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы не ленивая мама, а нормальная. Я сама ужасно не люблю специально подготовленные тематичесские занятия. Фокусникам за это платят 40 $ в час.

      Удалить
  5. Я вообще считаю, что все эти ранние развития - просто мода. Столько детских развивашек открылось во всех городах, а родители водят детей, все хотят гениев... Только что-то гениев больше не становится)
    Я считаю, что это не правильно стараться "набить" голову ребенка всякой разной информацией "на будущее". И в корне не правильно, если цель всей этой гонки в развитии - чтобы окружающие восхищались. Это игры Эго матери, не более.
    Ребенку нужна забота мамы, внимание и любовь. И все это можно дать естественно, не впадая в крайности в виде - всю себя посвятила ребенку (работая для него аниматором 24 часа в сутки), или - он предоставлен сам себе, а я саморазвиваюсь. Считаю, что должен быть баланс - ребенок становится неотъемлемой частью жизни семьи, и в этом получает свое естественное развитие.

    А по поводу бесполезных прогулок, я не согласна. Когда мы гуляем, дочь смотрит по сторонам, и в этом ее развитие в естественной среде. Она изучает мир не по карточкам, а в живую.

    ОтветитьУдалить
  6. Про прогулки вы меня не правильно поняли. Я предлагаю не наматывать круги по улице со спящим ребенком (а новорожденные спят до 20 часов в сутки). А гулять надо обязательно, но во время бодрствования.

    ОтветитьУдалить
  7. Каждая мама ищет свой путь развития ребенка. Ваш путь, Олеся, оптимальный))) Я восхищаюсь Вашей жизненной мудростью. Когда в семье 4 мужчины, нужно уметь их всех примерить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина. Вы правы, стараюсь каждому уделить хотя бы минутку. Кому-то борщ, кому-то - ласковое объятье, даже постиранная любимая майка может доставить радость. Главное, чтобы это было лично для него.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...