среда, 18 февраля 2015 г.

Разновозрастная группа в детском саду

Наш опыт


Мой старший ребенок Антон пошел в детский сад в 2,9 года, когда мы наконец-то обрели свое личное "семейное гнездышко". Детских садов по близости было много, но только в одном оказалось местечко. Нам предложили разновозрастную группу. Я раньше о такой не слышала, но идея мне показалась заманчивой. В группе были детки от 1, 6 до 4 лет, а так как мой уже почти вырос из яслей, меня устраивало, что он будет тянуться за старшими. Тем более подрастал младшенький и я надеялась, что они потом смогут ходить вместе в одну группу.
Прошло два года.
Обычно детей отдают в сад летом, чтобы легче проходила адаптация. Моему средненькому Артему тогда было 2, 5 года, и мы стали приходить на прогулку вместе с Антошиной группой. Артем чувствовал себя комфортно и уверенно, ведь рядом была мама и старший брат. Я наблюдала еще за двумя детишками - сестричкой (около 3) и братиком (1,6). Я обратила внимание, что старшая приглядывает за братом.
В конце лета у меня состоялся разговор с заведующей сада, где я узнала, что все дети, старше 4 лет переводятся в среднюю группу, но она предложила мне оставить Антона, ему тогда уже было 4, 7, в разновозрастной вместе с братом. Меня смущало, что он будет самым старшим, но заведующая меня убедила следующими доводами. Ребенку не придется привыкать к новой группе и воспитателю, в нашей старой группе всего 15 человек и теплые полы, как в яслях. На мои вопросы об образовательном моменте она ответила, что ребенку на данном этапе важнее благоприятная атмосфера и психическое здоровье.
И вот с середины августа мои дети стали ходить в сад вместе. Было действительно удобно водить детей в одну группу. Адаптация Артема проходила успешно, было заметно, что присутствие старшего брата придает ему уверенности, и он не чувствует себя брошенным (правда, я до сих пор не уверенна, что дети себя не чувствуют брошенными в детском саду). Но вскоре воспитатели начали намекать, что не все так гладко. Дети стали вести себя как сиамские близнецы: они не хотели есть одно и тоже, все повторяли друг за другом, причем не младший тянулся к старшему, а наоборот. А вскоре и вообще предложили их рассоединить.  Мы перевели Антона в среднюю группу, да и вообще поменяли детский сад, но об этом в другой истории.
Мое резюме. Если вы хотите вырастить из ребенка няньку, то в принципе, вам этот вариант подойдет. Но мне не понравилось наблюдать за деградацией моего ребенка. Причем, уже новая воспитательница мне не уставала повторять, что Антон много упустил, пропустив младшую группу детского сада, оставаясь в этих "яслях". Полноценно заниматься со старшими детьми воспитательница в разновозрастной группе не могла, хоть это и подразумевается учебным планом. Да и кому как не мне об этом знать, ведь у меня такая разновозрастная группа дома. Когда я пытаюсь заниматься со старшим, младший то описается, то уйдет, то дико хочет помогать нам, вырывая книжки и тетрадки.)

Разновозрастная группа
Моя разновозрастная группа на прогулке.

Я поняла что комфортную психологическую обстановку надо создавать в семье, никакая группа этого не заменит. А в саду ребенок должен развиваться - получать знания и учиться общаться в коллективе сверстников. Да и детям друг от друга надо отдыхать. Вы бы видели, как они радуются, встретившись вечером после рабочего дня.
Если у вас тоже был подобный опыт, поделитесь в комментариях, было бы интересно услышать альтернативное мнение.

Я рада, что Вы дочитали до конца! Лучшая похвала для автора - ваше одобрение! 

кнопки соц. сетей
                                   

8 комментариев:

  1. очень интересный жизненный опыт и полезный.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Олеся за интересную статью. Разновозрастная группа для меня - это бред - извини за выражение: ни обучения, ни воспитания, ни возрастных требований и норм. Но у нас в городе это стали практиковать повсеместно - открываются сомнительные детские сады без лицензий, мамочки толпами ведут туда своих детей, не понимая последствий. Так складывается у людей. За отсутствия знаний. Еще раз спасибо, Олеся, очень полезная статья. Лайкать ее нужно, что бы другие читали и делали выводы))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так уж свойственно людям, учиться на своих ошибках. Читаем мы уже постфактум. И я не исключение...)

      Удалить
    2. Вообще не согласна. Разновозрастная группа подразумевает не одного ребенка, например, 5 лет, а остальных - 2 года. Разновозрастная группа подразумевает примерно одинаковое количество детей разных возрастов. В таком случае старший ребенок сможет общаться со сверстниками и в то же время учиться взаимодействовать и помогать младшим детям. Многие методики раннего развития поддерживают такой подход, например, та же Вальдорфская система. И если уж на то пошло, в возрасте 4-5 лет ребенок должен получить опыт ролевых игр и взаимодействия с окружающими, а не ОБУЧЕНИЯ

      Удалить
    3. Бесспорно, что по своей сути задумка разновозрастной группы не плоха. Но ее реализация зависит от грамотной, правильно организованной реализации. К сожалению, у нас очень мала воспитателей, готовых вдохновенно работать, изучать новые методики за столь скромную оплату своего труда. Поэтому, если бы вы заметили, в этой статье единственное, что выделено красным цветом - это "наш опыт". Он был не удачным, так как в нашей группе единственное, что соответствовало методике - это разный возраст детей. А основным принципом воспитателя было - "лишь бы не поубивались". Про обучение не могу согласиться, т.к. не я придумала занятия в детском саду: детям положено моделирование, развитие речи, рисование, муз. занятия. И я думаю, что любой родитель предпочел бы это, чем бесцельное ползание на коленках по теплому полу.

      Удалить
  3. В Минске вобще попасть в садик счастье. А воспитатель -это роскошь, может и одна нянечка на группу быть

    ОтветитьУдалить
  4. Своего опыта про разновозрастную группу у меня нет, но я думаю, что все строится на квалифицированном персонале, творчески и профессионально относящемся к воспитанию детей. Впрочем, это важно в любом случае - большая группа или маленькая, младший возраст или старший. А вот про "братики в одной группе" - это отдельная тема. Расскажу вам о подходе к такому вопросу в израильской школе: бизнецов не записывают в один класс, каждый из них должен ходить в свой класс, иметь своих друзей, развиваться самостоятельно не зависимо от брата-сестры. Уже седьмой год я, как доброволец, работаю два раза в неделю в начальной школе: помогаю учительнице, которая преподает иврит русскоязычным детям. И видела несколько таких пар: мальчики-близнецы, мальчик и девочка. Некоторые родители согласны с такой методикой, другие - нет. Результаты тоже не однозначные. Но учителя уверяют, что для детей это полезно.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...